Рубрики
Блог

FAQ для копирайтеров

FAQ для копирайтеров

Наталья Фейн подготовила серию ответов на злободневные вопросы от копирайтеровВсем привет!

Я долго думала, о чем бы написать в своем первом гостевом посте, потом, вроде, с темой определилась, а по итогу пишу вообще не то, что планировала 🙂

В отличной группе ВК Подслушано Копирайтинг, где Алексей администратор (был им до лета 2019 года — прим. А. Александрова), практически через пост – вопросы от новичков. «Как?», «Зачем?», «Почему?», «А что?» – вопросы повторяются с завидной регулярностью. И вот я решила сделать такой мини-ЧаВо для копирайтеров-новичков.

О том, как найти хороших заказчиков, получать много и работать мало… я не расскажу) А дам только инструменты и советы, как их использовать.

Копирайтеры-гуру! Эта статья вам вряд ли будет полезна, инфа самая начальная!

Структура текста

Структура текста – это то, как текст выглядит. Его удобство для чтения. В структуре обязательно используются абзацы, отступы, выделения, цитаты – то есть всё то, что текст разбавляет и его становится легко читать.

Вы думаете, что фу, как просто? Не совсем. Структура у текста не одна, их, на секундочку, 6. Не буду останавливаться подробно, просто перечислю:

  • логическая;
  • коммерческая;
  • пирамида;
  • комбинированная;
  • FAQ (как у меня сейчас) и
  • хаотичная.

Последняя самая невостребованная, но, к сожалению, именно она встречается у копирайтеров-новичков. Могу посоветовать молодым коллегам для начала использовать логическую (каждый новый абзац вытекает из предыдущего) или пирамидальную (сначала самая важная инфа, затем более детальные сведения о ней) структуры повествования. С опытом вы научитесь комбинировать виды и держать читателя в напряжении до последней точки.

Совет: написали текст – прочтите его вслух и запишите на диктофон. Через несколько часов прослушайте. Сразу станут видны косяки: по структуре, по логичности, по корявым предложениям. И станет проще вносить изменения.  

Форматирование

Это правильное выделение в тексте заголовков, списков, цитат, разделов, страниц и т.д. Простыми словами – оформление текста. Ошибка начинающих копирайтеров – простое выделение другим цветом, маркером или увеличенным шрифтом заголовков, TABом – отступов для списков или цитат.

НИКОГДА просто не выделяйте заголовки, подзаголовки, списки или цитаты жирным шрифтом, курсивом или другим цветом! Пользуйтесь стилями заголовков в html , если пишете для Web’а или стандартным форматированием Word’а, если работаете в этом редакторе.

Для поисковых роботов, во-первых, любое изменение начертания – это сигнал к тому, что на это слово надо обратить пристальное внимание. Именно поэтому раньше так были популярны выделения ключевых слов жирным, да и сейчас SEO-шники, застрявшие в нулевых, так делают. А во-вторых, робот – не человек, он не умеет оценивать эстетическую красоту текста, поэтому в его «глазах» такой текст будет обычной простыней, неудобной для читателя, а, значит, не стоящей внимания.

Ну, и самое главное: если в тексте на 2500 символов больше 3 выделений жирным, курсивом или другим цветом, то такой текст вообще может посчитаться спамным. Есть реальные примеры того, как улучшились показатели видимости ресурса в поиске только после того, как оптимизаторы поубирали всю эту ерунду с выделениями и привели тексты в порядок.

Автоматическое форматирование

Первый – встроенное автоматическое форматирование. Это есть у Word и Google Doc, где вы привыкли работать. Все заголовки и подзаголовки нужно выделять только через эти готовые решения! То же самое и списки. И у Word, и у Google doc есть кнопочка, где нужно тыцнуть, чтобы список стал формироваться автоматически. Никаких вручную поставленных точек или тире!

Автоматическое форматирование в Google Docs

Автоматическое форматирование в Word

Форматирование тэгами

Второй вариант чуть сложнее, но, в большинстве случаев, полезней. Это форматирование с помощью HTML-разметки (тэгами). Звучит страшно, на деле все очень просто: вначале и в конце предложения ставите определенные символы. В зависимости от того, что надо, выбираете тэг и – вуаля – правильное форматирование готово.

Тэги ставятся парами, вначале предложения вот так: <p>. В конце предложения вот так: </p>.

Тэги, которые вам нужно заучить, зазубрить и запомнить:

– это заголовок первого уровня. Самый главный на странице. Он должен быть только один!

– это уже заголовки следующих уровней. Их может быть сколько угодно, в зависимости от объема вашего текста. Главное, соблюдать иерархию: не может после второго заголовка идти четвертый, потом третий, а потом шестой. Строго по порядку! Обычное структурирование выглядит так:

Если рассматривать на «живом» примере, то html-форматирование выглядит так: слева – то, как выглядит текст с тэгами, справа – как он будет смотреться на сайте:

Для начала достаточно. Кому интересно – копайтесь дальше в HTML-разметке, это любопытно и пригодится в дальнейшей работе.

Пробелы

Ошибка всех без исключения начинающих копи: лишние пробелы в тексте. Когда пишешь, обязательно клацнешь два раза, где не нужно, это не страшно. Страшно – если отправить текст заказчику, не убрав это безобразие.

Сделать это просто: в Word в правом верхнем углу есть кнопочка «Заменить». Жмякаем на нее и получаем такое окошко:

Избавляемся от лишних пробелов

Теперь в поле «Найти» ставим 2 пробела, а в поле «Заменить» — один пробел. Клацаем на «Заменить» и все автоматически исправляется.

Не забывайте это делать. Это обязательный шаг перед отправкой текста заказчику.

Мета-тэги

Еще одно страшное название для новичков-копирайтеров. Тоже ничего пугающего: мета-тэги – это описания. Их «видит» поисковый робот и на основании их в первую очередь оценивает, на какую тему ваш текст.

В большинстве случаев копирайтеру надо просто прописать 2 главных мета тэга – это Title и Description, поэтому остальные (их более десятка) затрагивать не будем.

Title

Это главный тэг. Он главнее заголовка H1, поэтому в нем должен быть использован самый важный ключ. Но! Ключ должен быть читабельный, а не «валенки Казань купить тут».

Title – это то, что видно в строке поиска и в заголовке открытой вкладки браузера.

Вот, например, на запрос «купить книгу о копирайтинге» в гуглопоиске:

Как выглядит Title в поисковой выдаче Google

Есть правила составления Title. Выучите их намертво:

  1. В Title должен использоваться самый релевантный ключ в человеческом виде. Да, ключи можно и нужно склонять.
  2. Длина Title – 4-5 слов или до 80 символов. Кратко и точно.

Отступление: Вообще, поисковый робот читает все, что вы напишете в Title, поэтому иногда имеет смысл запихнуть туда как можно больше ключей. Но показывается читателю не больше 75-80 букв. А только читатель решает, переходить ему на сайт или нет, поэтому заголовок должен быть интересный и точно отвечать на запрос, который пользователь вбил в строку поиска. Но помните, что все, что больше 13 слов в Title автоматически считается поисковиками спамом, поэтому не увлекайтесь. Да и вообще, верх профессионализма – впихнуть невпихуемое в 75 символов с пробелами.

  1. Title должен точно соответствовать содержанию страницы.
  2. Он должен быть уникальным.
  3. Не надо писать в нем название компании. Это не суть для пользователя, а драгоценные буквы вы теряете.

Description

Второй по значимости для поискового продвижения мета тэг. Description – это развернутое описание содержания статьи. Вроде анонса. Здесь тоже можно использовать ключи, не самые главные, но отражающие суть материала. Показывается Description в сниппете выдачи, вот тут:

Так выглядит сниппет поисковой выдачи

Вам захотелось узнать больше об отдыхе в Карпатах весной (такой был запрос)? Мне – нет. Сниппеты скучные и неинтересные. Поэтому делайте так, чтобы Description был цепляющим, человеку хотелось перейти на сайт и получить больше инфы по своему запросу.

В Description можно ставить номера телефонов, название компании, указывать выгоды (акции, распродажи, подарки) и т.п. То есть, ваша задача как копирайтера так зацепить пользователя своим сниппетом, чтобы он бегом побежал смотреть, что же интересного есть на сайте. У Яндекса нет системы вывода сниппетов. Он показывает первые предложения текста. Имейте это в виду.

Правила составления Description:

  1. Текст в нем должен соответствовать содержанию статьи.
  2. Не стоит использовать общие слова, вроде: «У нас вы можете купить много интересных книг о копирайтинге». Почетче надо, чтобы сразу в цель, то бишь, в боль и желание пользователя)
  3. Длина 1-2 предложения или около 200-250 символов. Больше обрежется системой, получится некрасивый обрыв. Меньше – вы не используете до конца все выгоды и преимущества Description.
  4. Это тоже уникальный мета тэг! Для каждой статьи – свои тэги.

Есть еще тэг Keywords, но он давно уже не работает. Поэтому можете смело заявлять заказчику, который требует прописать ключи, что это было актуально в мохнатые годы, сейчас такое не котируется. Но если боитесь спорить, то пишите, чего уж там. Все ключи через запятую.

SEO

SEO – это поисковая оптимизация. Алгоритмы и действия, направленные на то, чтобы ресурс продвигался в поиске. Это целая дисциплина, о которой за 5 минут не расскажешь. Кто хочет покопаться – сходите на сайт Сергея Кокшарова devaka.ru, загляните в Академию WebPromoExperts или к Шакину на сайт – в свободном доступе такое огромное количество материала, что не научиться невозможно.

Я же немного остановлюсь на SEO-тексте.

SEO-текст – это статья, в которой использованы ключевые слова. «Ключи» отражают смысл текста, именно по ним поисковые роботы и определяют, о чем этот материал. Раньше роботы были глупенькие, и поэтому КС надо было ставить в точном вхождении. Сейчас они значительно поумнели и легко определяют главное, даже если ключевое словосочетание разбавлено другими словами или использовано в другом падеже. Последние алгоритмы поисковиков уже пытаются определять тематику по синонимам, метафорам и приближенным запросам, это вообще круто. Но нейропоиск все же в зачаточном состоянии, так что SEO не умрет еще долго.

Но с SEO надо быть очень аккуратным. Иначе вместо такого вожделенного ТОПа попадешь в бан, а вылезти оттуда гораздо сложнее, чем начать все с нуля. Я просто напишу правила составления SEO-текста, возьмите на заметку:

  1. Текст должен быть полезным. Это в первую очередь. Если, конечно, ваш заказчик хочет длительного и устойчивого положения в поиске. Если ему надо побыстречку и в бан, то этот пункт можно пропустить.
  2. Объем текста роли не играет. Но вот играет количество КС на статью: примерная формула: на 2000 символов – не более 3-х прямых вхождений ключа. Разбавленных не более 7. Каждое слово должно встречаться в тексте не более 10 раз. Если это все умножить на два, то будет бешеный переспам, который не понравится поисковикам и могут быть наложены санкции на ресурс.
  3. Текст, само собой, должен быть уникальным, а не скопипащенным.
  4. Должен быть правильно форматирован.
  5. В нем должна быть перелинковка – ссылки на другие статьи сайта (минимум одна).
  6. Картинки нужны, но это, скорее, работа верстальщика, копирайтер может только указать, где было бы желательно поставить изображение, где видео. Подбор этого материала в работу копирайтера не входит.

Где брать информацию для текстов

Если вас устраивает быть просто копирайтером, совершенно не прельщает повышение заработка, и вы не желаете утруждаться, то инфу берите с первой страницы ТОП выдачи. И не парьтесь. Свои 100 рублей за статью вы получите.

Если же амбиций у вас побольше, то так дело не пойдет. Информацию надо рыть не с ТОПов, а лезть в дебри ПС, заходить на форумы, мониторить ФБ и ВК в тематических сообществах. Пристальное внимание – комментам. Это самый сок, столько всего можно почерпнуть, просто читая, что труба. Не нашли ответ – задавайте вопрос, никто не съест.

Обязательно смотрите, что есть в Буржунете, там всегда инфа свежая и актуальная. Незнание языка – не отмазка. Гугл переводчик или «умный» перевод от Microsoft в помощь. (https://translator.microsoft.com/neural)

Рекомендую сервис https://deadline.media. Это просто кладезь. Любой запрос – и получаете ответ, находите новую идею или даже работодателя.

Из этой же серии https://pressfeed.ru/. Площадка для журналистов, редакторов и экспертов.

Понятно, что сейчас вы думаете, зачем тратить силы и за небольшую оплату так утруждаться. Но, поверьте, если вы будете выдавать новый материал, а не то, что уже 100 раз написано и опубликовано, то вы будете расти в профессии. А, значит, скоро станете высокооплачиваемым специалистом.

А когда вы начнете рыть интернет в поисках новых фактов, каких-то цифр, заключений эксперта, то поймете, что просто писать – это мало. Надо бы подучить маркетинг, немного покопаться в SEO, узнать психологические приемы, которые воздействуют на читателя. Так, потихоньку вы перерастете обычного копирайтера и станете копирайтером-маркетологом или SEO-специалистом. А это уже совсем другие проекты и совсем другие деньги. Да и интересней в разы, чем строчить унылые тексты на одну и ту же тему по одному и тому же сценарию.

Развивайтесь, господа. Если хотите задать вопрос или узнать что-нибудь, милости прошу в комменты или ко мне в гости.