Рубрики
Блог

Погоня за тремя «зайцами», или как угодить себе, читателю и заказчику?

Погоня за тремя «зайцами», или как угодить себе, читателю и заказчику?

Здравствуйте! Меня зовут Алексей Куренчанин, мне 40 лет, и я – психолог. Одно из моих любимых направлений деятельности – психология творчества. 

Время от времени, ко мне обращаются клиенты – авторы текстов. Чаще всего их запрос звучит так: «Почему мои тексты не вызывают должного отклика? И идеи оригинальные, и текст необычный, а обратная связь – минимальна. В чём дело?».

Поскольку таких запросов достаточно много, я решил написать статью, чтобы вы могли самостоятельно улучшить качество своих текстов. Могу предположить, что вы, уважаемые читатели-писатели, в этом заинтересованы. Я просто изложу здесь сценарий консультации, которую вы потом сможете провести для самих себя или для своих товарищей по цеху.

Первый заяц

Ответьте на вопрос: «Что вы хотите сказать людям своим произведением?». Только не надо пересказывать весь текст! Сформулируйте ответ одной, очень простой фразой. Это будет тем сообщением, которое читается между строк. Вы можете сначала сформулировать это послание и творить, опираясь на него. Тогда, каждое ваше слово будет «звучать» искренне, вызывать доверие к тексту.

Если этого не сделать, то в вашу статью, эссе или рассказ, может просочиться ваше отношение к читателям. Иногда оно может быть высокомерным. Например:

«Все дураки, я один Д’Артаньян!»

«Вы слишком тупы, чтобы понять это с первого раза!»

Один мой коллега как-то написал статью для женского журнала о том, как «похудеть и выйти замуж». Статью не приняли. Он обратился ко мне. Когда он перечитал текст свежими глазами, долго смеялся. Скрытым посланием было: «Все бабы – дуры и стервы!».

Оно может быть заискивающим:

«Ну, поставьте лайк, чего вам стоит?!»

«Мама, смотри, какой я молодец!»

Этим грешат некоторые начинающие авторы. Одни из них детально копируют слэнг и речевые обороты целевой аудитории, при этом, они сами привыкли говорить и писать по-другому. Читатель может это расценить, как попытку «подлизаться».

Другие – используют очень много умных слов. Вероятно, они хотят подчеркнуть свой интеллект. Их маме это бы понравилось, но читателям – нет.

У авторов рекламных текстов может возникнуть негативное отношение к заказчику или рекламируемому продукту. Тогда послания будут выглядеть так:

«Я не знаю, что это за фигня, но вы берите, вдруг пригодится»

«Мне, как и вам, не нравится заказчик, мне просто очень нужны деньги, извините»

Подчёркиваю, сначала решите, что вы хотите сообщить людям, потом – сообщайте это в каждой фразе.

Второй «заяц»

С первым «зайцем» разобрались, охотимся на второго. Ответьте на следующий вопрос: «Если бы я был читателем, что бы я хотел найти в этом тексте? Почему мне важно его прочесть? Какие мои проблемы он решает?».

Здесь мы применим немного шаманизма. Вообразите представителя целевой аудитории, кого-то, для кого вы пишете. Представьте его в виде конкретного человека. Это может быть ваш знакомый, родственник или собирательный образ. Важно, чтобы вы могли его увидеть, услышать, ощутить в деталях. Мужчина это или женщина? Как одет? Какой комплекции? Чем пахнет? Как звучит его (её) голос? Какие характерные фразы от него (неё), можно услышать?

Вообразили? Отлично! Теперь физически войдите в этот образ. Скопируйте его позу, дыхание, ощутите одежду. Ощутите возрастные особенности. Поговорите его голосом, походите его походкой. Обратите внимание, как меняется ваш образ мыслей. Составьте список проблем, которые особенно вас волнуют, когда вы находитесь в этом образе.

Вот вы и готовы ответить на заданный вопрос. Теперь-то вы в курсе, какие проблемы тревожат потенциального читателя! Второй «заяц» пойман.

Третий «заяц»

Это цели заказчика. Спросите у него, как он узнает, что статья «работает»? Выясните, что он хочет сказать потенциальным читателям. Помогите ему сформулировать это послание одной фразой.

Если заказчик никак не идёт на контакт, а вы всё равно хотите с ним работать, воспользуйтесь тем же шаманским приёмом, который мы применили к читателю. Влезьте в шкуру заказчика, побудьте им некоторое время.

Ура!

Все три «зайца» пойманы, теперь посмотрите на полученные «послания». Включите своё воображение и найдите в них что-то, что их объединяет. Теперь можно писать текст. Удачи и вдохновения!

Автор статьи – Алексей Куренчанин, психолог. Добро пожаловать в блог Алексея.