Рубрики
Блог

Авторская рефлексия

Авторская рефлексия

Обновление от 23.08.2018

О подготовке к работе

Даже простые материалы не создаются без сбора информации. Например, когда я составлял подборку книг по копирайтингу или контент-маркетингу, сохранял обложки от всех изданий, искал ссылки на книги в «Лабиринте», OZON и «Читай-городе». Работа не очень сложная, но рутинная.

Что уж говорить про «полнотекстовые» статьи, где не в пример сложнее структура, больше времени уходит на написание и редактирование!

Откуда брать информацию?

  1. От клиента (корпоративная документация, рекламные материалы, беседы в видео-, текстовом или звуковом формате).
  2. Из интернета (профильные сообщества, энциклопедические статьи, сайты конкурентов, сервисы вопросов-ответов).
  3. От специалистов в области (найдите их на личных страницах в соцсетях, в корпоративных пабликах, в мессенджерах, на конференциях).
  4. Из книг. Особенно хороший способ, если нужны точные цитаты и очень подробное рассмотрение определенной темы. Правда, в некоторых областях выходящие книги безнадежно устаревают уже на момент выхода.

Как можно оформить собираемую информацию?

  1. В виде плана – структура из разделов и подразделов.
  2. В форме тезисов – запись основных моментов, которые вы изложите в статье.
  3. Как ментальную карту. Моя коллега, Тома Герасимович, написала мега-подробную статью о программах для создания таких карт.

Как начать писать

Проблема, волнующая сотни коллег. Они частенько интересуются, как справиться со страхом белого листа:

Хороший вопрос, хорошие ответы

Техника фрирайтинга

Фрирайтинг – свободное письмо. Вы отключаете внутреннего редактора и начинаете писать всё, что приходит в голову, не останавливаясь. У этого приёма много техник – 15 из них изложены в книге Марка Леви «Фрирайтинг: метод поиска креативных решений». Я взял информацию из неё за основу и написал лонгрид для «Текстерры». Вложения в покупку книги окупились в N-ть раз.

Эхо-магнит Леви

Техника для тех, кому даже сесть за работу трудно. Я прочитал об этом приёме в книге психолога Владимира Леви «Лекарство от лени». Чудо, что «Эхо-магнит» настолько близко подходит пишущему человеку!

Смотрим:

«Сразу ещё пример, как это делаю я, когда писать что-нибудь надо, а неохота или не идет дело, Ни-тпру-ни-ну.

1. Приготовление.

Располагаюсь за рабочим столом неспешно… к работе все приготовлено… Закрываю глаза. Свободно дышу. Мышцы тела от зажимов освобождаю. (1–2 минуты).

В этой фазе уже вовсю, хотя только исподволь, собирается Действующий Образ События (ДОС), необходимого мне.

2. Заклинание-Нагнетание, или Самозаказ.

Вдох-выдох – на выдохе: «Я могу работать… (Вдох – выдох…) Хочу работать… Готов работать… Работаю…» – пять-семь раз повторяю про себя или полушепотом с нарастанием от механической безучастности до страстного требования, с представлением Себя-Работающего, Работы-Уже-Делающейся, Уже-Почти-Сделанной… 1–2 минуты).

А это уже лобовая атака на подсознание, мозговой штурм – на создание рабочего состояния бросаются все внутренние силы!

3. Расслабление-Пустота.

Решительно расслабляюсь, откидываюсь… Пустота… Ничего не хотеть… Не ждать… Забыть… Раствориться… Исчезнуть… Послать всё, вся и всех… ( 1–3 минуты).

Смысл этой фразы – полное освобождение подсознания. Теперь оно может, в свою очередь, действовать на сознание, ставшее пассивным, послушным…

4. Повтор второй и третьей фаз от 5 до 12 раз.

5. Действие.

Отчетливое, ясное побуждение – начать работать или любое другое, соответственно Самозаказу.

Ну и, разумеется, осуществление побуждения…».

О работе

Да, сие рутина. Но ты пиши, ленивая скотина!

Общение с экспертами

Эксперты помогают твоему материалу стать ого-го. На них можно попробовать свалить его провал материала, если что. Дескать, «они окаянные так отвечали, не виноватая я». Чтобы не болела голова, написал короткую инструкцию, как получать экспертные комментарии. Пользуйтесь.

Общение с клиентами

Все заказчики хороши, кроме тех, с которыми не хотят работать фрилансеры. Общение с клиентами – не проблема, если имеешь более-менее внятную коммуникативную позицию, знаешь (знаешь!) деловую риторику и психологию людей. Они любят смелых – тех, кто дорого себя продаёт. Спорное утверждение? Проверь!

Про клиентов

Собственник бизнеса: Леш, вот материалы, если надо, я тебе в час ночи на велосипеде привезу все, что угодно, лишь бы это на пользу пошло.Тебе деньги выслать сейчас? Номер карты, ЯД, Webmoney.

Посредник цепочке ЛПР (лиц, принимающих решения): вы нам еще должны понравиться, будем смотреть и жестко драть за каждую неверную букву. На связь будем выходить, когда сами захотим. Если вдруг забудем, ничего страшного. Если забудешь ты — расстрел и изъятие левой почки. Предоплата? Нет, не слышали. Ах, да — будем все проверять ввосьмером, на один текст где-то две недели уйдет. Ну, там еще согласования, 10 правок. Потом еще заготовку по пиле гонять будем. В общем, дружок, бабки мы тебе не заплатим. Нам перед начальством бурную рабочую деятельность изобразить надо.

Еще вдогоночку:

  • за мной на крутом «Лексусе» приезжал руководитель компании, у которого интернет-магазин на 8000 позиций и 3 склада отгрузки продукции. Я ему по телефону сказал, что сам приеду, на что ответ был «мне надо, я и приеду, вас заберу». Почувствуйте отношение;
  • был несостоявшийся клиент, к которому надо было ехать в ебеня (простите, более точно эти места не описать) — потрачены деньги на проезд, потрачено время. При этом к тебе отношение, как, бл*ть, как к крепостному крестьянину Поликарпу, который работает в господском саду.

Инструментарий

Всё здесь:

Забивать, писать, планировать и общаться

Как-то написал про набор программ для интернет-маркетолога. Сейчас в 90 % случаев хватает Microsoft Word, Google Disk и «Яндекс.Метрики» – все остальные операции делаю вручную. Уникальности-тошнотворности не проверяю совсем. Куда важнее эти показатели.

О коллегах

Есть люди, которые по 5-10 (!) лет занимаются копирайтингом, не сделав никакого принципиального рывка в профессии — те же биржи, те же 50/1000 и извечный вопрос — «как развиваться». Они берут все подряд, и все равно по совокупности выходит не самая привлекательная сумма.

Есть те, кто за год-два сделал просто улетную карьеру в текстописании. Они очень избирательны, берут небольшое число проектов, которые им обеспечивают серьезные заработки.

И самое интересное — вторые на порядок профессиональнее первых.

Про обучение

Обучение — это процесс. Постижение чего-либо от простого к сложному. И это правильно, ведь даже ребенку не полезно сразу же после сидения встать и пойти, минуя стадию ползания.

К чему я это? Если заинтересоваться чем-либо и попасть в сложный материал, создается ложное впечатление, что ты ни фига не понимаешь и не поймешь. Как итог — бросить это занятие. Хотя надо было начать с чего-то простого. По любой теме можно поискать в сети информацию, где дадут подборку книг, статей, курсов, сервисов, расскажут, с каких азов начать. Думаю, по этой причине многие так и не похудели, не освоили фотошоп, не пробили очередной потолок в карьере.

Планирование

За 11 лет трудового стажа я перебрал все известные CRM, кучу электронных органайзеров и алярм-программок.

Дольше всех прижился Wunderlist. Программа настолько полезная, что я написал по ней лонгрид. Сейчас использую EPim, портативную версию программы. Настроил так, что база данных хранится в облаке Google Disk. В результате она синхронизируется на домашнем и офисном компьютерах безо всяких кручений-верчений с клиент-серверной частью.

Так вот… бумажный ежедневник и «отчпокивающиеся» листочки бумаги победили всю эту автоматизацию. Вообще мне запомнить что-то проще, чем заносить куда-то. А если буфер в мозгу переполняется, лучше всё же записать. В клетчатый листочек:

Эффективное планирование наглядно. Лишь с Олей у меня не задалось

Да-да, я прекрасно понимаю, что при большом пуле клиентов, задач и операций лучше довериться программе, чтобы тупо не забыть запланированное.

Редакторы

Без хорошего редактора твой самый лучший текст – более-менее пригодный черновик для правок. Эти люди делают наши тексты лучше. Но общение с ними строится по-разному.

Бывает так:

Лаконично. Много отрицания. Мнго боли и обиды

Злит, с**ка:

«Когда я думаю о смерти, то самое приятное — думать, что уже никакие редактора не будут тебе досаждать, не потребуются переделки и не нужно будет записывать какую-то чепуху, которую они тебе говорят, и не нужно дописывать. Что же касается будущих моих редакторов, «полного», то черт с ними, так им и надо». Иванов Вс. Переписка с А. М. Горьким; Из дневников и записных книжек.

А бывает и так:

Развёрнуто. Доказательно. Есть контакт!

И другая цитата просится в текст:

«Редактор — это человек, который в известной мере учит писателя, воспитывает его… В наше время обязанность редактора — помогать начинающему писателю — особенно ясна… Не говоря о том, что редактор должен знать больше писателя, он должен непрерывно учиться своему делу». М. Горький.

Мне как-то, в силу темперамента, легче работать с редактором второго типа: чтобы обосновал, объяснил, принял, как блудного сына, в конце концов. Найти своего редактора, как и парикмахера – счастье.

Книги

Книжек я прочитал и хочу прочесть немерено. Эти рекомендую всем пишущим:

1. А. Мильчин. «Справочник издателя и автора». Круче по теме нет. Аркадий Эммануилович всю жизнь посвятил редактированию и книгам. Есть чему поучиться:

Любая книга Аркадия Мильчина - must have для автора и редактора

2. Л. Петрова. «Основы редактирования. Системный подход в деятельности редактора». Написано в Белоруссии, но на русском языке и вписывается в российские реалии:

Редакторская работа системно и простым языком

3. Р. Макки. «История на миллион долларов». Must have для всех, кто занимается написанием сценариев и сторителлингом:

Фундаментальная книга Роберта Макки. Прочти – научишься писать истории

4. М. Леви. «Фрирайтинг: современная техника поиска креативных решений». Книга, которая учит писательству покруче многих. От страха белого листа избавляет напрочь:

Упражняйтесь во фрирайтинге вместе с Марком Леви

5. М. Ильяхов. «Пиши, сокращай». Любишь ты инфостиль, эту книгу или автора, или не любишь – это не ромашка для гаданий. Первый труд со времён Норы Галь, который системно объясняет, как писать тексты без шелухи:

Читай, внедряй вместе с Ильяховым и Сарычевой!

Читайте книги — в них намного больше информации, чем в любой статье. Те, что я показал, ещё не скоро потеряют актуальность.

Об отдыхе

Валяться на диване и читать книжку. Валяться на диване и пялиться в телевизор. Гулять с детьми. Удирать на катамаране от акулы. Возделывать грядки на даче. Бухать на лавке возле подъезда. Наслаждаться прогулками по лесу.

Каждый волен выбирать свой путь и чередовать способы времяпрепровождения. Но помни, некоторые из них не сочетаются. Хотяяяя…

О выгорании

Как-то за одну неделю написал два лонгрида на внешние площадки, несколько постов в соцсети, много всего прочитал и внедрил в работу. А потом всё нафиг надоело, и я два дня имитировал сам перед собой бурную деятельность.

Надо отдыхать. Варианты досуга смотрите в предыдущем разделе.

В заключение он сказал…

Я лучше вам стихотворение собственного сочинения прочту:

Свой трудовой путь сам себе выбирай! 
Доярка, пастух, кузнец, ну или ты – копирайтер. 
Днем ты спишь, ночью ешь до желудочных спазмов. 
В общении с коллегами проскакивают нотки сарказма. 

Смотришь в «Сбербанк Онлайн» – от заказчика нет оплаты. 
Тоска нападет смертная – недалеко до больничной палаты! 
Но в руки себя берешь, отложена смерти агония. 
Профессионалу в жизни поможет само- и просто ирония! 

Да, все равно нападет на тебя, текстописец, усталость. 
Лицо холодной водой умой, и дави в себе к себе жалость. 
Попу плотно на стул посади, своего успеха строитель. 
Жги глаголом, от души просто – ЖГИ! Ты – победитель.

Всем пока. Побежал работать.

Покой нам только снится