Мы в агентстве составляем контент-планы клиентам бесплатно. Так повелось с самого начала — а потом мы сделали это своей фишкой.
Привет, это Виктория из Итирия. Да, мы действительно делаем контент-планы бесплатно — хотя почти все считают это отдельно оплачиваемой услугой и вносят в смету. Это приятно клиентам и полезно нам: когда мы составляем план, лучше понимаем специфику проекта, глубже прорабатываем темы. И в итоге понимаем четко, какой должна быть статья и что получит наш клиент.
Содержимое статьи
Что такое контент-план и зачем он нужен
Контент-план — это таблица с темами публикаций для блога, соцсетей, ТГ-канала. Если публикаций много и они поделены на рубрики, указываются даты выхода — чтобы не запутаться. Если немного — можно обойтись и без дат, а дедлайны фиксировать в рабочем пространстве, например в Трелло.
Мы обычно делаем расширенный контент-план, в котором указываем по каждой статье, какова ее частотность, основные интенты, для чего она вообще нужна и как поможет клиенту. Да, это намного сложнее, зато клиент наглядно видит, в чем польза каждой статьи.
Контент-план нужен в первую очередь, чтобы систематизировать выход материалов, не запутаться в публикациях и рубриках. Еще — чтобы оперативно поменять местами материалы: например, если выходит срочная новость, нужно поставить ее в план и подвинуть остальные. И напротив — если какая-то тема становится неактуальной, ее можно передвинуть в конец.
Также контент-план подойдет как хранилище идей: когда возникнут новые темы, их можно просто заносить в таблицу и затем согласовывать с клиентом.
Как составить контент-план: практическое руководство
1. Подберите темы
Понятно, что темы публикаций не берутся из головы. Мы обычно задействуем 4 источника, где брать темы.
Семантическое ядро
Идеально, если работа над проектом начинается с подбора семантики. Мы изучаем ваш сайт, подбираем самые важные запросы, кластеризуем их и составляем чистое ядро — список запросов, по которым и будем продвигаться. Частотность запросов располагаем по алфавиту — так сразу понятно, у каких больше SEO-потенциал.
А вот и они — темы и интенты для наших будущих статей! Только на основании этого скрина можно составить 2 темы:
- Внедрение цифровых технологий в компанию: реально ли это, сколько стоит.
- Автоматизация бизнес-процессов компании: что это, какие главные процессы можно автоматизировать.
Другие запросы могут стать подзаголовками статьи. В статье про внедрение цифровых технологий мы расскажем про процесс внедрения, затраты, этапы и пройдемся по нишам: внедрение в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве. Так мы охватим максимум запросов и повысим шансы статьи выйти в топ.
Так мы используем всю собранную семантику — в зависимости от величины ядра можно накопать сотни и даже тысячи тем для публикаций. Если у заказчика уже собрано ядро — отлично, мы используем его для составления контент-плана.
Читайте также: SEO-тексты — это просто: как самому оптимизировать контент, если ты не сеошник
Блоги конкурентов
Ну а почему нет? Все парсят темы друг у друга 🙂 Только есть одно правило: профессиональная этика не разрешает слизывать статьи у конкурентов как под копирку. Если заимствуешь идею — так напиши лучше: добавь успешный кейс, комментарий заказчика, поделись примером из жизни, расширь статью новым разделом, добавь полезностей: сделай чек-лист, бесплатную полезняшку. А не просто сделай рерайт, как это часто бывает.
Как правильно парсить темы? Для начала составить список конкурентов заказчика — в этом поможет он сам, ведь никто лучше не знает основных соперников в отрасли. Затем смотреть на контент конкурентов: какие темы набирают больше всего просмотров, лайков, комментариев — те и нравятся людям! А раз людям интересно — значит, об этом нужно писать.
Подробнее о том, как анализировать контент конкурентов, мы писали в статье блога Как составить контент-стратегию: опыт агентства Итирий
Профильные сайты, медиа, форумы
Хочешь говорить на языке ЦА и писать для реальной ЦА, а не сферического пользователя в вакууме — иди туда, где эта ЦА сидит. Это могут быть крупные ресурсы для предпринимателей — VC.ru, Т-Ж, КоммерсантЪ, где люди активно комментируют, общаются, делятся опытом. А также тематические площадки — например, по психологии — b17.ru, по SEO — Searchengines.guru и др. Порой в комментариях люди обсуждаю то, что им действительно важно.
Пожелания заказчика
Семантика семантикой, но иногда заказчикам хочется рассказать в блоге на конкретные темы. Они могут быть узкоспецифичными — до которых мы в агентстве просто бы не додумались, поскольку так глубоко не знаем нюансов. Но клиентам и что самое главное — их аудитории — это реально важно.
Вот, например, какие темы сами подобрали нам заказчики в отрасли цифровой трансформации:
- Как помогает модель управления изменениями ADKAR при внедрении Service Desk.
- Почему недостаточно просто системы учета заявок при автоматизации сервиса.
- Идеальная команда заказчика при внедрении BPMS.
Да, это не частотные темы, но ведь не SEO единым живет блог. Если говорить о процентном соотношении, таких тем может быть 10-20 % от всего массива публикаций.
Где еще можно накопать такие внутренние темы?
- Поговорить с менеджерами по продажам: наверняка у них есть список часто задаваемых вопросов. Вот оно — то, что важно потребителям.
- Изучить комментарии, которые оставляют люди к статьям, постам в соцсетях, Дзене, внешним публикациям.
- Спросить напрямую: народ, о чем бы вы хотели прочитать в нашем блоге.
Читайте также: 10 вопросов контент-агентству, которые задают заказчики
2. Продумайте форматы
Мы говорим о блоге — основную часть его составляют информационные статьи. Например, вот эта статья — чисто информационная: мы даем в ней полезную информацию, а также инструкцию. Но в ваших силах сделать информационные статьи разноплановыми: пусть это будут и подборки, и обзоры, и гайды, и чек-листы, и новости. Чем интереснее и полезнее форматы — тем больше читателей вы привлечете.
Также советуем включить в контент-план:
- Продающие статьи — рассказывают о конкретной услуге, продукте, сервисе, его преимуществах.
- Кейсы — рассказы о реальном рабочем опыте, процессе решения задачи и полученном результате. Высший пилотаж — кейс-стори.
- Имиджевые материалы — интервью с руководством, история успеха компании, отчет с награждения или вручения премии.
- Развлекательный контент — смешные подборки, тесты, игры.
Чистых форматов почти не встречается: в информационной статье вполне уместно рассказать историю из жизни компании (кейс), проиллюстрировать мемом (развлекательный контент), а в конце описать релевантную услугу и дать на нее ссылку (продающий). Мы для своих клиентов так и делаем.
3. Занесите в таблицу
Мы делаем контент-планы в Google Таблицах — это удобнее, чем в Excel. Но теоретически можно сделать план хоть в обычной таблице, если столбцов и строк не так много, и это удобно всем. Главное — содержимое.
Составили для вас бесплатный шаблон контент-плана с открытым доступом — качайте и пользуйтесь! Внесли в него максимум столбцов — вы можете убрать ненужные и добавить свои по необходимости.
Этот документ поможет вам оптимизировать работу над контентом. А если хотите поручить ее нашему агентству — напишите руководителям лично или заполните форму заявки — обсудим вашу задачу!
Источник изображения для превью статьи: Разработано Freepik